Матюшина Наталья Ивановна
«Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности»Опыт работы «Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности» Воспитатель МБДОУ детский сад №10 «Мишутка» г. Карачев: Матюшина Н.И. Актуальность Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие творческие возможности и чувства, которыми наделяет нас природа, находятся в скрытом состоянии или остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Целью моей работы является - развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и изобразительной деятельности. Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: Развивающие: Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Образовательные: Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. Воспитательные: Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов. Свою работу строю на следующих принципах: -От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным; -Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление; -Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс; -Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности. Методы и приёмы, которые я использую: - Создание игровой ситуации; - Путешествия; - Художественное слово; - Эмоциональный настрой; В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования и все пришлись мне и детям по душе: - пальчиковую живопись – кляксы - монотипию. - мятая бумага -метод «тычка» -печать -Рисование пакетом -Рисование песком -Ниткография - Рисование кофе Самым идоступным из них я считаю рисование пальчиками это своеобразная игра красками и новыми тактильными ощущениями. Дети в восторге, когда результате рисования всего двумя пальцами на зелёной лужайке появляются, желтые цыплята, одуванчики. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина. И радости у моих воспитанников нет предела. Старшие воспитанники радуются не меньше малышей, когда после того как мы разрешили опустить в краску всю ладошку и отпечатать след, а в итоге этот след похож на сказочную птицу или волшебное дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-чародеи и умницы. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. С удовольствием ребята освоили рисование пробками. Эта техника привлекает детей своей необычностью, позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Вазу с цветами ». При помощи ватных палочек мы украшали «Ёлочку», «Рыбки». Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги (салфетки), ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась оригинальная коллективная работа « Утята», «Цветок». Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Учила детей рисовать «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Веселый снеговик», «Зима» Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», « Вечерний город». Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа. Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения «Осень», «Зима в нашем городе». Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла и добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах. Работая с ребенком, я неизбежно сотрудничаю с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы. Результативность опыта Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, исследовать и умело обращаться со своим миром. В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. 18 января 2024 в 22:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.