Матюшина Наталья Ивановна

«Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности»

Опыт работы

«Развитие дошкольника в процессе творческой деятельности»

 Воспитатель МБДОУ детский сад №10

 «Мишутка» г. Карачев: Матюшина Н.И.

Актуальность

Современное общество имеет потребность в творческой личности. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль в формировании личности. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, многие творческие возможности и чувства, которыми наделяет нас природа, находятся в скрытом состоянии или остаются недостаточно развитыми и не всегда полностью реализуются в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

Целью моей работы является - развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и изобразительной деятельности.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Развивающие:

Формировать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Свою работу строю на следующих принципах:

-От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

-Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

-Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Методы и приёмы, которые я использую:

- Создание игровой ситуации;

- Путешествия;

- Художественное слово;

- Эмоциональный настрой;

В своей работе я использую многие способы нетрадиционной техники рисования и все

пришлись мне и детям по душе:

- пальчиковую живопись 

– кляксы

- монотипию. 

 - мятая бумага

-метод «тычка»

-печать

-Рисование пакетом

-Рисование песком

-Ниткография

- Рисование кофе

Самым идоступным из них я считаю рисование пальчиками это своеобразная игра красками и новыми тактильными ощущениями. Дети в восторге, когда результате рисования всего двумя пальцами на зелёной лужайке появляются, желтые цыплята, одуванчики. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали, перед глазами предстанет целая картина. И радости у моих воспитанников нет предела. Старшие воспитанники радуются не меньше малышей, когда после того как мы разрешили опустить в краску всю ладошку и отпечатать след, а в итоге этот след похож на сказочную птицу или волшебное дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники-чародеи и умницы.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для

детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить

воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою

индивидуальность.

С удовольствием ребята освоили рисование пробками. Эта техника

привлекает детей своей необычностью, позволяет многократно изображать

один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции.

Ребенок  опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист

бумаги. Мы рисовали «Вазу с цветами ».

При помощи ватных палочек мы украшали «Ёлочку», «Рыбки».

Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике

скатывание бумаги (салфетки), ребенок мнет руками салфетку, затем

скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и

приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась

оригинальная коллективная работа « Утята», «Цветок».

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании

этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних

листьев, неба, травы.

Учила детей рисовать «тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При

работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или

шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое

или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние

животные», «Веселый снеговик», «Зима»

Со средней группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». В этой

технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были

выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное

дерево», « Вечерний город». Увлекательна оказалась техника рисования по

мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на

участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся

по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной

стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается

аккуратный цветной отпечаток растения «Осень», «Зима в нашем городе».

 Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла и добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Работая с ребенком, я  неизбежно сотрудничаю с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы.

Результативность опыта

Творческий процесс научил детей открывать что-то новое,  исследовать и умело обращаться со своим миром.

В результате деятельности, у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, теперь рисунок кажется произведением искусств. С каждым днём ребёнок становится увереннее в своих возможностях и считает себя художником. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

18 января 2024 в 22:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.